Многообразие мира звуков для ребенка: когда и как новорожденный начинает слышать

0
172

Слух ребенкаКогда у вас появляется ребенок, вы начинаете беспокоиться о многих вещах, о которых раньше и не задумывались. Иногда молодую маму просто преследует паника и страх — она боится, что сделает что-то не так, не может понять, почему малыш плачет и т. д.

Но если с общим состоянием здоровья крохи все более-менее ясно, есть проблемы или нарушения, которые не так просто увидеть невооруженным взглядом. Именно поэтому родители и волнуются, и задаются различными вопросами относительно процесса нормального развития их ребенка.

Один из таких частых вопросов касается слуха малыша и особенностей становления этой важной части чувственного восприятия.

Как слышит новорожденный: особенности развития слуха ребенка и его реакции на звуки

Новорожденный реагирует на игрушкуСлух ребенка, как и его зрение, начинают свое развитие еще с внутриутробного периода. Уже на втором месяце, а точнее на пятой неделе беременности идет закладка и формирование органов слуха, а в начале второго триместра, где-то на шестнадцатой неделе, кроха сможет воспринимать звуки. С этого момента начнется и работа слуховой системы.

Если помните, то не зря рекомендуется включать негромкую классическую музыку, постоянно разговаривать с малышом — медицинские исследования давно показали и доказали пользу такого внутриутробного развития и общения с ребенком, который по-разному реагирует и на голоса родных людей, и на быструю или медленную музыку разных жанров, и на другие звуки, которые слышит.

Существует даже «феномен узнавания», заключающийся в том, что кроха, родившись на свет, будет потом узнавать какую-то мелодию или песню, которую вы больше всего любили и чаще всего слушали во время беременности.

До конца двадцатой недели внутреннее ухо ребенка достигнет в своем развитии размера внутреннего уха взрослого, то есть, он сможет различать не только звуки, но и их громкость или интенсивность и частоту (высоту).

На седьмом месяце, приблизительно двадцать шестой-двадцать седьмой неделе жизни плода, наступит еще один этап развития слуха — ваш малыш начнет реагировать на звуки: вздрагивать от резкого шума, громкого голоса, активнее двигаться, услышав тембр мамы или папы, успокаиваться под тихую колыбельную. Это можно наблюдать даже на процедуре УЗИ. К тридцать второй неделе ребенок научится распознавать источник звука и поворачивать к нему головку.

Кроме внешних звуков окружающего мира, малыш также слышит много шумов: стук маминого сердца, движение крови, звуки работы легких или кишечника и т. д. Все вместе они становятся своеобразным фоном, за счет которого то, что извне, воспринимается ребенком словно приглушенно. Прибавьте к этому и слой тканей материнского организма, и окружающие малыша околоплодные воды.

Какой Слух у ребенка в момент рождения?

Как слышит новорожденныйРождаясь, кроха имеет полностью сформированный периферический орган слуха с развитыми ушными раковинами, полостью среднего уха, наружным слуховым проходом и органом внутреннего уха. Поэтому он все слышит сразу после появления на свет.

Тем не менее, многие считают, что ребенок в первые дни после рождения плохо слышит или почти ничего не слышит по причине скопившейся жидкости во внутреннем ухе.

На самом деле малыш может просто не реагировать на какие-то невыразительные или тихие звуки, но можете не сомневаться — он их действительно слышит. А главным ориентиром для него по-прежнему будет мамин голос, который кроха сможет отличить от других звуков и узнать среди остальных голосов.

Также ребенок отреагирует на резкий или очень громкий звук, создающий определенную вибрацию, но может не обращать внимания на работающий фен, пылесос или телевизор. Помимо этого, можно наблюдать выраженную реакцию новорожденного на тембр вашего голоса, его интонацию, темп, в котором вы разговариваете, и даже язык (родная или чужая речь).

Проявится эта реакция в поведении ребенка:

  • он начнет активно двигать ручками и ножками;
  • поворачивать головку;
  • станет будто искать источник звука глазами, моргать;
  • может замереть, прислушиваясь;
  • слишком неожиданный и громкий звук вызовет испуг — малыш наверняка вздрогнет и расплачется;
  • иногда даже возможны судорожные движения.

Новорожденный ребенок не всегда реагирует на звуки, потому что сейчас он только учится подстраивать свой слух, к тому же, сколько нового для него в этом мире пока звучит все одновременно, сливаясь в общий шум, который доносится со всех сторон и звучит с разной громкостью, на разной высоте и с различной интонацией.

Чтобы различить тот или иной звук, вычленить его из этой какофонии, малышу понадобится время.

Как развивается слух крохи по месяцам в возрасте от рождения до года

Слуховой аппарат ребенка продолжит свое развитие, а значит, будет развиваться и его чувственное восприятие. Особенно выразительно этот процесс проявляется в течение первого года жизни малыша, когда каждый месяц можно считать определенным этапом и вехой развития.

Первый месяц

Новорожденный привыкает к звукамВ первые недели новорожденный может заметить звуки только на небольшом от него расстоянии. Обычно оно составляет около полутора метров.

К тому же, ему предстоит большая работа — овладеть своеобразным звуковым словарем и запомнить большое многообразие звучания и шумов окружающего мира: голоса людей, крики птиц, животных, различные бытовые звуки, как стук в дверь и скрип при ее открывании, капание и плеск воды, шум ветра, звук движения транспорта и т. д.

На первом месяце жизни ваш ребенок слышит:

  • ярко и четко выраженные звуки, в особенности, на высоких тонах — сначала он замрет, прислушиваясь, а потом попытается найти глазами их источник;
  • если рядом с малышом кто-то крикнет или прозвучит какой-то резкий шум, он может испуганно заморгать или удивленно широко распахнуть глаза, вздрогнуть.

Также возможно проявление рефлекса Моро — это значит, что малыш в реакции на сильный звук раскинет в стороны полусогнутые руки с растопыренными пальцами, а после этого совершит движения руками в обратную сторону;

  • услышав мамин голос рядом или позади себя, ребенок замирает, а в возрасте одного месяца может и повернуть головку в сторону звука;
  • сейчас слуховое сосредоточение малыша длится совсем недолго — прислушиваться он может всего в течение пяти или десяти секунд.

Помогайте расширить палитру звуков ребенка, ласково и эмоционально разговаривая с ним, читая сказки или рассказывая стихи, давая слушать звучание различных мелодий, песен, игрушек.

Не стоит создавать искусственную атмосферу тишины, чтобы улучшить сон малыша, ведь хотя он и слышит во время сна, все равно порог его слышимости немного снижен, к тому же, в вашем животе он тоже спал в окружении шумового фона.

Второй месяц

Ребенок улыбаетсяНа втором месяце ребенок начинает выделять не только высокие, но и низкие звуки, а также может обращать внимание на тихие. Постепенно увеличивается время и диапазон его слухового восприятия и сосредоточения.

Малыш теперь может и проснуться, и заплакать, если рядом с ним кто-то будет шуметь или громко разговаривать. Сейчас он пытается научиться сопоставлять то, что он видит, с звуками, которые слышит, а значит, его зрительные и слуховые реакции начинают взаимодействовать в комплексе, а чуть позже к ним добавятся еще и движения тела.

Очень приятный момент этого периода — малыш может подарить вам первую улыбку на ваше ласковое обращение к нему.

Третий месяц

Слушает мамуНа третьем месяце ребенок уже не замирает, услышав какой-либо звук, а пытается сориентироваться в пространстве и определить, откуда он доносится.

Двигательные реакции, участвующие в комплексе с визуальным и звуковым восприятием, заключаются в поворотах головы, попытках отыскать источник звука взглядом.

Малыш с большим удовольствием не только прислушивается к вашему голосу, но и словно внимательно слушает, что именно вы говорите. При этом он старается сосредоточиться глазами на лице говорящего, с интересом рассматривая его и запоминая.

Если вы будете эмоционально разговаривать с крохой, он обязательно ответит вам активными движениями ног и рук, радостным гулением, агуканием и счастливой улыбкой, то есть, проявится, так называемый, комплекс оживления.

Четвертый месяц

Забавный ребенокМалыш довольно быстро определяет, откуда точно доносится звук. Теперь он реагирует и на разные голоса, и на песенку музыкальной игрушки, и на еле слышный звонок телефона на улице.

Реакция на звуковые сигналы пока составляет несколько секунд, но зато ребенок уже можно вычленить любой звук из общего шумового потока и, отыскав взглядом источник, точно повернуть к нему голову.

Также у малыша прослеживаются различные реакции на ритм: если колыбельную или спокойную мелодию он будет слушать тихо и почти без движений, то при динамичной, танцевальной или быстрой музыке — заметно оживится и, возможно, даже начнет активничать ручками и ножками в ритм.

Считается, что в это время ребенок уже должен понимать свое имя.

Пятый месяц

Тянется за игрушкойК пяти месяцам у малыша проявляются реакции на интонации в голосе взрослого.

К примеру, если с ним разговаривать строго или на повышенных тонах, то кроха нахмурится и даже расплачется, а если говорить ласковым спокойным голосом, то будет улыбаться вам и радостно гулить.

Также он становится более внимательным, чувствуя ваше настроение: смеется вместе с мамой или тревожится и беспокоится, когда вы сердитесь или грустите.

Ребенку очень нравится общение. Он бурно реагирует, начиная энергично двигаться, ворковать и лепетать вам в ответ. Может даже пытаться скопировать движения того, кто с ним разговаривает.

Малыш уже может отличить голоса своих близких от голосов незнакомых людей. С удовольствием слушает музыку.

Шестой месяц

Веселй ребенокВ полгода ребенок проявляет большой интерес к тому, что вы говорите и как говорите. К тому же, ему нравится прислушиваться к собственному гулению. Он может активно имитировать все услышанное и даже вести «диалоги».

Сейчас он запросто распознает по интонации вашего голоса, что именно вы хотите выразить: запретить что-либо, похвалить или поругать, спросить.

Реагируя на свое имя, малыш поворачивается к тому, кто его позвал, и улыбается.

Музыкальные и звуковые игрушки все больше его занимают. Теперь он играет с ними с еще более повышенным интересом, изучая, как именно нужно добыть звук: нажать на кнопочку, постучать, потрясти предмет и т. д.

Седьмой-восьмой месяц

В это время ребенок слышит даже ваш шепот и может на него отреагировать.

Он может прислушиваться к тиканью часов, к другим бытовым звукам дома и звукам окружающей природы на улице, постепенно пополняя и расширяя свою звуковую память. Его лепет становится более осмысленным и эмоциональным, он произносит много новых звуков, так как речевая функция развивается параллельно со слуховой.

Девятый-десятый месяц

Мальчик в наушникахВ девять месяцев малыш может подражать самым различным звукам: как едет машинка, как разговаривает кошечка или собачка, как шелестят волны и т. д. Также он учится различать полутона и оттенки звуков разной громкости.

Ваш ребенок уже понимает и знает очень многое. Теперь он может выполнить какую-нибудь простую просьбу, к примеру, принести что-либо на слово «дай», понимает слова «нет» или «нельзя», улыбается, если его хвалят. Если малышу что-то нужно, то теперь он воспользуется своим голосом, чтобы получить это.

Часто можно наблюдать, как детки такого возраста играют между собой или со своими игрушками в «разговор», общаясь на непонятном взрослым языке.

Не стоит пресекать эту игру, позвольте ребенку развиваться, а потом назовите правильное звучание используемых им слов.

Скоро год

Слух у ребенкаРазвитие речи напрямую зависит от формирования и развития слуха. К году слуховые анализаторы малыша становятся более тонкими, и он уже способен осмыслить то, что услышал, и повторить.

В его речи постепенно появляются осознанные слова и простые словосочетания. Ребенок может подпевать любимым песенкам и танцевать под ритмичные мелодии. Он знает не только свое имя, но и имена родителей или близких людей, и если его спросят, покажет, кто где.

Также дети могут показывать на называемые предметы или части тела, которые ему знакомы, отыскать предмет по названию или издаваемому звуку, умеет произносить слова шепотом или тихо и многое другое.

Аномалии и возможные отклонения в развитии

Впервые ребенку проверяют слух еще в роддоме. Очень важно вовремя выявить возможную проблему, так как любые нарушения слуха негативно повлияют и на психику малыша, и на общее его состояние, выражаясь в задержке речевого и интеллектуального развития.

Врач-педиатр рассказывает, как в раннем возрасте определить, что у ребенка отсутствует слух, чтобы вовремя обратиться за помощью.

Проверяем слух малыша

Восприятие звуков у ребенкаНа плановых ежемесячных осмотрах у педиатра можно пройти элементарную проверку слуха ребенка. Кроме того, консультация и осмотр у лора рекомендуется деткам в возрасте трех месяцев, полугода, девяти месяцев и года.

Если у вас есть сомнения по поводу развития слуха вашего малыша, обязательно и незамедлительно обратитесь к врачу. Также вы можете сделать небольшие тесты самостоятельно дома.

  • Приблизительно через неделю после рождения ребенка можно попробовать спрятаться позади него или встать сбоку, чтобы он вас не видел, и издать какой-либо громкий звук — хлопнуть в ладоши, покашлять.

Однако не переусердствуйте, чтобы малыш не испугался. Он должен не спать в это время и быть в хорошем настроении. Если все в порядке, то ребенок замрет, станет прислушиваться, может заморгать, вздрогнуть или попытаться повернуть голову в вашу сторону.

  • Детям младше трех месяцев можно проверять слух с помощью колокольчика или музыкальной игрушки — не видя вас или источника звука, он должен поворачиваться и искать его глазами. Также важна реакция на ваш голос.
  • Если к четырем месяцам ребенок не произносит первые звуки, а к полугоду не реагирует ни на свое имя, ни на другие знакомые звуки, это свидетельствует о наличии проблем или нарушений.

Существует еще один метод, позволяющий проверить не только сам слух, но и показывающий, улавливает ли малыш тот или иной уровень шума. Автор этой методики — И. В. Калмыкова.

Чтобы провести тест, вы должны сделать следующее:

  • взять три маленькие пластиковые баночки одинакового размера;
  • каждую из них необходимо наполнить крупой — в одну насыпьте манную, в другую гречневую, а в третью — горох;
  • у манки уровень шума составляет около 30-40 дБ, у гречки — 50-60 дБ, а у гороха — 70-80 дБ, плюс — вам понадобится еще громко пищащая игрушка;
  • расположитесь на расстоянии 10 см от малыша, чтобы он вас не видел;
  • издавайте звуки с помощью каждой баночки, начиная от самого низкого уровня шума (манки) и заканчивая самым высоким (пищащей игрушкой);
  • проверку нужно делать для каждого уха ребенка с интервалом между звуками в 30-60 секунд.

Хорошо, если при тестировании вам кто-то будет помогать, фиксируя реакцию малыша.

Основные причины отклонения от нормы

Проверка слухаСтатистика доказывает, что практически половина нарушений — врожденные. Но еще страшнее то, что подавляющее большинство случаев нарушений из другой половины происходят в первые полгода или год жизни ребенка.

Есть разные факторы, способствующие нарушению формирования и развития слуха.

  • Наследственный фактор риска и генетические особенности семьи. Это означает, что в роду, где были случаи снижения слуха или глухоты, вероятно развитие наследственной врожденной тугоухости или опасные изменения в структурах слухового аппарата.
  • Вторую группу составляют причины, которые негативно воздействуют на кроху в течение всей беременности и родов. Они могут привести к врожденной тугоухости или глухоте.
  • Факторы, способные подействовать на органы слуха вполне здорового ребенка уже после его рождения и спровоцировать появление приобретенной тугоухости.

Рассмотрим вторую и третью группы более подробно. Врожденные нарушения возможны, если:

  • мама работала в период беременности на опасном производстве (радиация, ядовитые вещества) или имела вредные привычки — алкоголь, наркотики, курение;
  • беременная переболела инфекционными заболеваниями — краснухой, токсоплазмозом, сифилисом, ВИЧ и т. д.;
  • мать страдает от тяжелых соматических заболеваний, как сердечно-сосудистые патологии, болезни почек, сахарный диабет;
  • беременной назначали лекарства или препараты, способные повредить слуховую систему плода или имеющие ототоксический эффект, как антибиотики или диуретики;
  • в течение беременности возникали осложнения в виде сильных токсикозов, патологии плаценты, угрозы выкидыша или преждевременных родов, нарушения сроков;
  • во время беременности женщина получила травмы;
  • роды были неблагополучными и тяжелыми;
  • у ребенка зафиксировали внутриутробную задержку развития или внутриутробную гипоксию, асфиксию;
  • при гемолитической болезни новорожденных;
  • если малыш был недоношенным или переношенным, родился с критически низкой массой тела или получил слишком низкий балл по шкале Апгар.

Приобретенные нарушения слуха случаются по вине таких факторов:

  • если ребенок на первом году жизни перенес детские инфекционные заболевания — корь или краснуху, грипп в тяжелой форме, скарлатину, менингит, эпидемический паротит, токсоплазмоз, коклюш;
  • при травмах головы;
  • если были сильные психологические травмы или нервные потрясения, вызванные стрессом, испугом;
  • если ребенку давали ототоксичные антибиотики, способные разрушить волосковые клетки улитки и спровоцировать процесс снижения слуха — может быть стрептомицин, гентомицин и другие;
  • если на уши малыша оказывается постоянное сильное шумовое воздействие, к примеру, рядом с ним очень громко включают телевизор или магнитофон, вставляют наушники плеера, также негативно влияет грохот, взрывы, в том числе, и петард.
Обязательно обратитесь к сурдологу или лору, если вы подозреваете какие-либо нарушения. Своевременная диагностика проблемы — залог успешного лечения.

Слух и зрение являются для ребенка ключевыми чувствами, с помощью которых он познает и изучает окружающий мир, учится в нем жить, развивается. Заботясь о здоровье и развитии малыша еще с момента зачатия, вы поможете ему скорее освоиться после появления на свет, чтобы дальше расти и жить полноценной жизнью вам на радость.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here