Как не потеряться в разнообразии методик и советов и научить ребенка читать легко и быстро?

3
258

Девочка читаетНаверняка многие взрослые помнят свой первый букварь и то, как они учились в первом классе по нему читать. Конечно, были и детки, которые приходили в школу уже с определенным багажом знаний, к примеру, знали буквы — часть алфавита или даже весь, либо умели немного складывать их в слоги и читать по слогам.

Однако это было скорее исключением, так как чтению все же начинали обучать в первом классе.

Нынешним детям в этом плане будет не так легко, как и родителям, ведь теперь львиная доля процесса обучения ложится именно на их плечи. Как же правильно научить ребенка читать, и главное — привить ему любовь к чтению?

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Как научить ребенка читатьСегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

Учится читатьО подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Когда можно начинать?

С какого возраста дети учатся читатьПсихологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Автор видео дает советы родителям, когда можно приступать к обучению чтению, как не растеряться в большом количестве методик.

Основы, формы и этапы классической методики обучения чтению

Дети читают с родителямиНаиболее традиционный способ обучения — это, конечно, букварь. Однако до того, как приступать к занятиям, вам следует самим для себя понять, зачем вы хотите научить ребенка читать: будет ли это просто подготовка к школе в домашней обстановке, или вы занимаетесь с малышом для его развития, хотите ли вы привить ему любовь к хорошей литературе, к книгам и чтению либо не желаете отставать от достижений его сверстников, чтобы тоже иметь возможность похвастаться перед знакомыми рано читающим ребенком?

Так вот, чтобы чтение действительно стало одним из любимых занятий вашего малыша, вам нельзя ни в коем случае превращать процесс обучения в обязаловку с криками, наказаниями, руганью и порицанием за малейшие ошибки или нежелание ребенка учиться.

Постарайтесь запомнить несколько простых правил обучения.

  • Маленький ребенок-дошкольник не сможет выдержать целый урок, и уж тем более, не воспримет слишком большое количество информации, которой вы захотите вдруг и сразу поделиться с ребенком.
  • Проводите занятия один, в крайнем случае, два раза в день — максимум по десять-пятнадцать минут сначала. Потом, со временем, можете пробовать понемножку увеличивать это время до получаса, однако если вы видите, что ребенок устает и теряет интерес, то лучше завершить занятие.
  • Выделите для уроков определенное время. Оптимальной для этого считается первая половина дня. При этом занятия должны проходить в спокойной и комфортной атмосфере.
  • Не заставляйте малыша, если он не хочет, не прерывайте резко его игру — можно просто попробовать провести занятие в игровой форме, заинтересовать ребенка, чтобы он с нетерпением ждал этих уроков и сам просил вас поскорее начать.
  • Не подгоняйте ребенка, не ругайте его за ошибки, иначе он только замкнется и будет бояться даже пробовать, чтобы не опозориться перед вами. Ни в коем случае не вешайте на малыша ярлыков и не смейтесь над его неудачами — это просто недопустимо. Так вы напрочь отобьёте у него желание учиться вообще.
  • Постарайтесь выбрать какую-то одну методику обучения, наиболее подходящую вам и ребенку, а затем четко следовать ее принципам, не перепрыгивая с одной педагогической доктрины на другую.

Обучаем ребенка читать книгу правильно шаг за шагом

Для достижения успеха в процессе обучения придерживайтесь основных правил и действуйте поэтапно.

Выбираем букварь

Букварь ЖуковойОдной из самых эффективных книг является обычный букварь под редакцией Надежды Сергеевны Жуковой. С помощью него ребенок быстро сможет понять, каким образом буквы можно составлять в слоги, затем научиться читать по слогам, а их составлять в полноценные предложения.

Пособие снабжено интересными примерами и достаточным количеством картинок, так что малышу должно быть интересно.

Учим правильно буквы

Не стоит пытаться заставлять ребенка просто зубрить все буквы алфавита. Ваша первоначальная задача — выучить с ним открытые гласные буквы. После того, как малыш уже уверенно будет знать и легко отыскивать в незнакомых словах гласные О, А, У, Ы, Э, можете переходить к некоторым согласным буквах.

Начинайте знакомство с согласными с твердых и звонких букв М, Н и Л. Учитывайте при обучении тот факт, что малыши мыслят достаточно конкретными образами, а не абстрактно, поэтому не учите их названиям букв, как «ЭМ» или «ЭН». Иначе ребенок так и будет читать их потом в слогах. Это одна из наиболее распространенных ошибок, которую потом очень сложно исправить.

Называйте ребенку только звуки: «М», «Н», «П», а все названия букв потом выучатся уже в школьном возрасте. За звонкими согласными учите постепенно глухие и шипящие звуки, как К, Т, Д, Ш, С, Ж и т. д.

Составляем буквы в слоги

Чтение по слогамОсвоив какую-то часть гласных и согласных звуков, пробуйте показывать малышу, что получится, если соединять их вместе — это может стать очень увлекательным занятием.

Возможно, буковки будут «бежать» друг к другу, чтобы быть вместе, или объединятся, чтобы ехать паровозиком — простор для фантазии здесь просто безграничен.

Постарайтесь как можно доступнее объяснить ребенку, как произносится уже не один звук, а целый слог, к примеру, как будет звучать теперь буква У, если к ней присоединится спереди М: протяните этот слог, переходя из одного звука в другой, пропойте его вместе с малышом, продемонстрируйте, что сейчас они читаются уже неотрывно друг от друга.

Пробуйте все возможные варианты из тех согласных и гласных звуков, которые вы уже знаете и параллельно учите новые.

От простого к сложному

Кубики со слогамиНе спешите браться за сложные слоги. Лучше сначала пусть малыш потренируется на простых слогах из двух звуков с твердыми звонкими согласными и всеми вариациями открытых гласных: к примеру, берете согласный звук М и подставляете его к разным гласным — МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. И так с каждым согласным. Можно потом и петь эти комбинации, как делают певцы на распевках.

Через какое-то время, когда ребенок уже четко будет понимать, в чем смысл составления слогов, и как вообще происходит соединение звуков, добавляйте глухие и шипящие и тоже тренируйтесь.

Усложнять задачу можно только тогда, когда простые слоги со всеми согласными и гласными будут доведены до автоматизма. Потом постепенно можете вводить и сложные слоги, в которых гласная стоит спереди: АХ, ЭХ, ОВ, УС, УМ, ОМ, АЛ и т. д.

А вот и слова

Освоив простые и сложные слоги, можно пробовать читать простые слова. Не давайте ребенку длинных слов — пусть это будут односложные или двусложные слова, состоящие из знакомых комбинаций звуков, как «МО-ЛО-КО», «МА-МА», «ПА-ПА», «РЫ-БА», «МЫ-ЛО» и т. д.

Вот увидите, как интересно будет малышу применять свои знания на практике.

Дополнительные советы и рекомендации

Произношение звуков и слоговЧтобы у малыша вырабатывался грамотный механизм чтения, обязательно регулярно повторяйте с ним все, что вы учили раньше, на предыдущих занятиях. Лучше всего это делать в начале вашего урока — просто бегло пройдитесь по уже выученным звукам или слогам. Это поможет качественно закрепить знания и будет способствовать развитию памяти ребенка.

Обращайте внимание на то, как малыш произносит тот или иной звук. Аккуратно поправляйте его, если он ошибается, чтобы не заучивалось неправильно.

Возвращаясь к тому, что слоги можно петь, не допускайте распространенных ошибок. Дело в том, что иногда дети заучивают подобное пение и спокойно поют себе слог за слогом просто на одном дыхании, не делая ни промежутков между словами, ни пауз.

Показывайте ему сразу, где и как нужно разделять слова, заставляйте делать паузы между ними, останавливайте, рассказывайте о разделительных знаках, чтобы потом при чтении ребенок не пропускал запятых или точек, видел и вопросительные, и восклицательные знаки.

Чтобы процесс обучения был легче для вас и для малыша, сделайте его интересным. Ребенок гораздо быстрее воспринимает информацию, если она подается в форме игры:

  • вы можете нарисовать вместе с ребенком звуки, которые учите, на кружочках разным цветом — гласные красным, а согласные синим, как и в звуковых схемах, и развесить их везде по дому, периодически меняя местами — называйте с малышом звуки, ищите, пойте каждый раз, когда проходите мимо них;
  • поиск знакомых букв можно организовывать и на прогулках — вокруг ведь есть столько разных названий магазинов, вывесок, рекламных щитов и надписей;
  • каждой букве можно придумать какое-то занятие, к примеру, Т стучит, как молоточек — «тук-тук», а Н ругает за непослушание — «но-но» и т. д.;
  • еще можно вместе с ребенком придумывать, на что похожа буква — Л, как домик, О, как бублик;
  • очень помогают в изучении звуковые и обычные плакаты с азбукой, буквы на магнитах, ребусы, стишки.

Самое главное в занятиях — это их регулярность, ведь если вы забросите дело на полпути, то и результата, как такового, не будет. Находите для ребенка стимулы и мотивируйте его к чтению, читайте сами, откройте ему мир хорошей литературы, чтобы он не просто учился и умел, но и любил читать.

Основные особенности и условия известных авторских методик обучения

Мама с дочкой читаютПомимо основного классического способа обучения, существует немало разнообразных авторских методик. Все они основываются на определенного вида принципах.

Например, если обучение чтению начинают с простых и часто употребляемых слов, то это лингвистические принципы. Если брать классический метод — от изучения звуков до слогов и чтения слов, то это фонетические принципы. А еще бывают принципы целого текста или слов — это значит, что необходимо научить ребенка воспринимать их в качестве целых единиц.

Чтобы понять, подходит ли вам и вашему ребенку какая-либо из них, необходимо сначала разобраться в их особенностях, выделить для себя основные преимущества того или иного метода и узнать об их возможных недостатках.

Еще раз о букваре Надежды Жуковой

Надежда Сергеевна Жукова, о классической методике обучения которой говорилось выше, является автором не только известного «Букваря», но и многих других полезных детских книг и пособий.

Очень большой плюс методики — то, что она, хоть и базируется на классическом традиционном подходе, но в то же время, автор применяет и некоторые новации, а также оригинальный способ обучения чтения по слогам.

В букваре информация подается поэтапно — от простой к сложной, на каждой страничке есть текст и для родителей, что поможет вам правильно и доступно все показать и рассказать ребенку.

Методика Ольги и Сергея Фединых

Книга ФединыхАвторы методики — педагоги-новаторы. Основополагающим принципом их способа обучения тоже является фонетический подход, как и в методике Н. С. Жуковой.

Подходит, по словам авторов, для детей в возрасте четырех-пяти лет. Двигаться нужно таким же образом, как и в классическом методе: от изучения гласных и согласных звуков до чтения простых и сложных слогов, а потом и слов.

Также авторы дают советы родителям привлекать к занятиям любимые игрушки ребенка, чтобы те помогали ему прочесть трудные слоги, играть в письма от персонажей мультфильмов, к примеру, написать малышу короткую записку из простых слов от имени Чебурашки, Карлсона или Робокара Поли, чтобы у него была мотивация прочесть.

Кубики Зайцева

Развивающие кубики ЗайцеваНиколай Александрович Зайцев — петербургский педагог, который разработал собственную методику обучения, подходящую не только для чтения, но и для письма, счета, изучения иностранных языков.

Кубики Зайцева и его таблицы произвели в свое время революцию в педагогике, их называли «звенящим чудом» и много учебных учреждений переходили на новую методику. Согласно утверждениям автора, азбука и ее изучение только вредят ребенку, а учиться читать по слогам может быть сложно, поэтому он предлагает альтернативу — склады. Именно они и являются основной единицей языка в его методике.

Итак, принцип обучения базируется на чтению по складах, которые Зайцев писал на гранях кубиков. Все кубики делались специально разными по цвету и размеру, чтобы ребенок учился чувствовать разницу между различными буквами — звонкими и глухими, шипящими и мягкими, гласными и согласными. Играя с кубиками, малыш сначала получает конкретно-образное восприятие информации, а потом постепенно продвигается к словесно-логическому через наглядно-действенное пособие.

Вы можете купить либо готовый, уже сделанный комплект, или клеить и мастерить пособия самостоятельно. Для этого понадобиться склеивать картонные заготовки и заполнять их шумовым материалом — металлическими крышками, деревянными палочками и т. д. Таблицы можно просто развесить по стенам.

Занимаясь с ребенком по методике Зайцева, вы поможете ему в игровой форме выучить различные сочетания букв, запомнить склады. Очень хорошие результаты дают такие занятия с детками-аутистами, левшами, также при проблемах и некоторых нарушениях в эмоциональной сфере.

Однако логопеды предупреждают, что ребенок, которого учили читать по Зайцеву, может потом неправильно соединять буквы, оперируя лишь уже знакомыми складами и не умея составлять склады самостоятельно, также есть риск, что он не будет разбираться в составе слова.

Метод целых слов Глена Домана

Карточки ДоманаГлен Доман — врач-нейрохирург из США. Сначала он просто лечил малышей, у которых были серьезные травмы мозга и занимался с ними после операций. Однако потом доктор обнаружил, что стимулируя здоровые органы чувств ребенка, он усиливает активность его мозга в целом, что способствует развитию интеллекта и скорейшему выздоровлению.

Так появились наборы карточек Домана, которые показывали деткам, называя предметы, нарисованные на картинках. Доктор отмечал, что занятия должны быть короткими — буквально десять-пятнадцать секунд, но регулярными и частыми — проводить их можно более десяти раз в день.

По этой методике рекомендуется заниматься с самого рождения ребенка. Карточки удобно разделены по группам определенных предметов, к примеру «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Мебель» и т. д. Демонстрировать лучше предметы одной группы, сначала сказав ребенку, что сейчас вы покажете ему различные интересные фрукты. На каждой карточке есть надпись — название того, что нарисовано. Согласные в ней написаны синими буквами, а гласные — красными. Громко и четко называйте то, что показываете.

Постепенно можно разнообразить описание, не просто называя предмет, а давая ему определенную характеристику, к примеру: «Это апельсин, он оранжевого цвета и круглой формы. Он сладкий, вкусный и полезный. Этот фрукт растет на дереве в Индии, Турции, Бразилии и других странах».

Плюсом методики можно назвать постоянное расширение словарного запаса и кругозора малыша, а минусом является дальнейшая сложность добавления окончаний в уже выученные слова и неумение ребенка строить различные словоформы.

К тому же, не забывайте, что объемы или «биты» информации, как их называет автор, должны постоянно увеличиваться, что превращает подготовку и проведение занятий в просто беспрерывный процесс.

Методика Павла Тюленева

Павел ТюленевПавел Тюленев является президентом Ассоциации педагогов-новаторов и автором методики под названием «МИРР» или системы максимально интеллектуального раннего развития ребенка.

Суть методики — успеть сделать своего малыша развитым и одаренным. Ее принципы достаточно нелогичны и временами очень категоричны, к примеру, автор настаивает, что игра и игрушки — это лишнее, ведь время слишком дорого, чтобы тратить его на такие глупости, поэтому малышу необходимо прямо с рождения показывать буквы, учить его читать, писать и так далее, а все остальное — неважно.

Правила методики очень строги, а главной ее составляющей является определение — «раньше, чем ходить». Именно так и в этот период вы должны обучить ребенка читать, считать, писать, рисовать и даже познакомить его с предпринимательскими и руководительскими навыками.

Освоить письмо Тюленев предлагает с помощью печатания на машинке, а для обучения чтения рекомендует вести ребенку дневник. Также с пяти месяцев, кроме карточек с буквами, цифрами, нотами и рисунками животных / птиц / фруктов/ овощей / мебели, которые вы должны были показывать крохе с рождения, необходимо подключать изображения химических формул, географических карт и даже иероглифов. Все это лучше выучить, по мнению автора, до того, как ребенок начнет ходить, иначе потом будет поздно.

Помимо этого, далее нужно вести работу с малышом по десяти основным направлением до самого совершеннолетия, в результате чего, ребенок должен будет прийти к одной из десяти главных полезных и влиятельных профессий, среди которых, к примеру, есть журналист и президент.

В целом же информации по методике немного. Родителям предлагается купить пособие и попробовать самостоятельно вырастить кандидата в книгу рекордов Гиннеса, вот только нужно ли это вам? …

Методика Марии Монтессори

Методы обучения Марии МонтенссориОсновательницей методики является итальянский доктор медицины и педагог Мария Монтессори.

Основополагающий принцип ее метода — ребенка раньше необходимо учить писать, а не читать, так как детям легче нарисовать / написать букву, чем воспринять ее абстрактный образ.

Прежде всего, согласно методике Монтессори, вы должны заняться развитием мелкой моторики рук ваших детей. Подготовьте их к письму — пусть малыш поучится штриховать рисунки, обводить предметы, проводить линии различной толщины и длины.

Потом дайте ребенку пощупать буквы — мягкие и пушистые буквы есть в пособиях Монтессори. Автор утверждает, что на ощупь дети гораздо быстрее воспринимают и запоминают, чем на слух или визуально.

Из такого подвижного алфавита можно будет составлять слова. Дети, по мнению автора, сами захотят писать и будут писать много, а наряду с письмом и читать.

Вся методика Монтессори построена на игре и на желании ребенка, так как родителю в ней отведена роль простого наблюдателя. Помимо шершавых и мягких букв, в пособиях есть рамки и вкладыши, таблички, картинки для штриховки, соединения точек, подвижный алфавит, домино из букв и много других занимательных приспособлений, с помощью которых ребенку будет очень интересно учиться.

Методика Елены Бахтиной

Книги БахтинойАвтор нового метода под названием «Живая азбука» — Елена Бахтина, которая по совместительству является ученым-физиком, а также создателем и руководителем «Школы гениев».

Основывается методика на ассоциативном мышлении детей. Детям тоже сначала даются буквы, но каждой из них будет соответствовать отдельный и неповторимый образ, так что перепутать потом буквы просто невозможно.

Показывая ребенку букву, делайте вместе с ним рисунок рядом. Например, вырежьте большую печатную букву А и рядом приклейте или нарисуйте картинку с крохотным малышом. Объясните ребенку, что маленькие детки всегда кричат эту букву «А-а-а-а!», пусть ребенок повторит за вами. Так он будет ассоциировать букву с этим образом. Для буквы Ч образом является чашка с чаем, а для буквы Н — нитки, которые можно намотать на нее, как на катушку.

Образы вы можете придумывать и самостоятельно. Потом научите ребенка соединять буквы в слоги, показывая ему, что они любят дружить и ходить парами.

Как можно чаще повторяйте информацию, пока малыш ее не запомнит. По мнению Е. Бахтиной, с помощью ее методики вы сможете за несколько месяцев научить читать даже двухлетнего малыша.

Методика Евгения Чаплыгина

Кубики ЧаплыгинаЕще одна методика на кубиках от педагога Евгения Чаплыгина. Он разработал кубики под названием «Читаю легко», которые помогают ребенку научиться читать по слогам. Хотя кубики больше подойдут деткам после трех лет, можете применять их и раньше, если ребенок хорошо развивается и проявляет интерес к обучению.

В комплекте вы найдете десяток двойных кубиков и десять простых деревянных. Также там есть пособие с информацией для родителей. Основной плюс методики — динамические двойные кубики, которые соединены между собой специальной деревянной платформой.

Обучение заключается в том, что ребенок практически самостоятельно работает с материалом, вращая и прокручивая кубики и получая при этом новые склады, а значит, и новые слова.

Все это происходит в игре, так что ребенку будет интересно. Если из двух таких кубиков вы можете составить двадцать слов, то добавив еще один, вы расширите диапазон уже до пятисот. Потом малыш научится создавать не только короткие слова, но и длинные, а также целые предложения, соединяя их в рассказы и истории.

Складушки или методика Вячеслава Воскобовича

складушки Вячеслава ВоскобовичаИгра «Складушки» была разработана Вячеславом Воскобовичем, автором еще более сорока пособий и инженером-физиком.

С ее помощью вы можете обучить ребенка читать по складовой системе. Заниматься нужно по специальным карточкам, которые входят в учебное пособие. Их всего двадцать одна. На каждой из них написаны различные склады вертикальными столбиками, которые располагаются с левой и правой стороны и вместе образовывают некий домик. Все вместе карточки составляют целый город, в котором вы найдете двадцать домиков, где живут веселые и занимательные песенки-истории.

Обязательное условие – сначала выучите с малышом песенки. Они достаточно быстро запоминаются. Тогда вы сможете вместе сразу показывать склады на карточках, ведя по ним пальцем. В системе обучения есть еще таблицы, другие методические игры и сказки. Однако сделать пособие самостоятельно у вас не получится, а заниматься, как показывает практика, по методике Воскобовича лучше не поодиночке, а в группах.

А в видео представлена еще одна интересная методика, которая заключается в раннем обучении чтению.

Как научить ребенка читать быстро или принципы беглого чтения

Эффективные методы обучения чтениюЧтобы ребенок мог потом хорошо учиться, ему понадобиться не просто уметь читать, а уметь читать быстро. Однако переходить к методике обучения беглому чтению можно только после того, как малыш научится легко читать целые предложения и фразы и будет делать это уверенно.

Используйте следующие упражнения для освоения навыка быстрого чтения, занимаясь с ребенком несколько раз в день по двадцать-тридцать минут.

  • Развивайте зоркость глаз. Для этого напишите ряд из пяти или шести гласных, а в каком-либо месте поставьте согласную букву и предложите ребенку быстро ее найти.
  • Показывайте малышу слова, которые отличаются одной буквой, как «рак-лак», «кот-кит» — он должен назвать какой.
  • Занимайтесь с ребенком упражнениями на артикуляцию, чтобы помогать ему усовершенствовать произношение.
  • Играйте в игру «собери слова из частей». Для этого сделайте карточки со слогами, которые нужно будет составлять в двусложные слова.
  • Тренируйте внимание ребенка. Когда он читает текст, скомандуйте ему остановиться, после чего малыш должен поднять и закрыть глаза и немного отдохнуть. Через пару секунд давайте команду читать — задачей ребенка будет быстро найти фрагмент, на котором делалась остановка.
  • Подготовьте два одинаковых фрагмента несложного текста — один возьмите себе, а другой дайте ребенку. Вам нужно не быстро читать, а малыш пусть ведет пальцем по своему листу и читает вслед за тем, что вы читаете. Темп можно постепенно ускорять, но следите, чтобы ребенок не отставал. Так вы научите его параллельному чтению.
  • Развивайте смысловую догадку или антиципацию. Когда мы читаем, то боковым зрением можем видеть контуры следующего написанного слова. Напишите ребенку слова с пропущенными слогами или буквами и предложите ему догадаться, что там должно быть.
  • Читайте с ребенком на время, засекая секундомер и подсчитывая потом количество прочитанных слов. Сравнивайте результаты каждый день.
  • Учите с малышом скороговорки и обучайте его читать про себя — это значительно способствует развитию.
  • Поиграйте в расстановку ударений. Для этого можно в больших словах сознательно менять ударения и просить ребенка сказать, как правильно.
  • Малыш должен сам захотеть читать. Возможно, вы будете теперь читать ему только половину или часть сказки на ночь, а остальное предлагать дочитать самостоятельно, хоть и с вашей помощью.
  • Пригодятся в процессе обучения и диафильмы, просмотр которых поможет натренировать технику чтения.
  • Тренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами. Также полезно читать вслух, когда играет музыка (инструментальная или классическая).
  • Сделайте таблицу — разделите лист на клеточки и в каждую из них впишите буквы, пусть ребенок сначала прочтет их про себя и постарается запомнить последовательность.
  • Полезно читать незнакомые тексты про себя, а потом пытаться их пересказать.
  • Хорошо подходит и чтение по ролям, к примеру, предложите ребенку читать за зайчика тоненько, за лисичку — слащаво, а за мишку — грубым голосом.
  • Назовите слово из текста и скажите, чтобы малыш отыскал его.
  • Если ребенок умеет уже читать хорошо и без ошибок, позанимайтесь с ним чтением перевернутых текстов. Это поможет ему развить память, запомнить целостные образы букв.
  • Учите ребенка отстукивать ритм карандашом (его необходимо выучить заранее) параллельно чтению незнакомого текста.
  • Поиграйте в проговаривание согласных букв на выдохе, показывая ребенку, как быстро и четко нужно сказать хотя бы десять-пятнадцать согласных одна за другой. Меняйте их очередность время от времени.

Заключение

Поощряйте малыша за успехи, хвалите его, помогайте, старайтесь, чтобы процесс обучения был веселым и интересным. Тогда он пройдет гораздо легче и быстрее, как для ребенка, так и для вас. Ведь если у вас получится не просто научить его читать, но и привить ему любовь к чтению и книгам, то это будет огромной победой и плюсом в развитии вашего малыша.


3 КОММЕНТАРИИ

  1. Я считаю, обучать ребенка надо с самого раннего возраста, только не выделять особое время для занятий, не показывать ребенку важность процесса обучения, тем самым наделяя важностью это дело. Просто сделать это в форме игры, в любой момент подключая ребенка и показывая, называя буквы, играем в “попугая” – повторяя. Незаметно он сам научится всему. Главное не подгонять.

  2. Есть ли какой-то критерий, когда начинать учить ребенка чтению? Ведь если его перегрузить его в детстве, то можно отбить охоту к чтению насовсем. Но и к 5 годам ребенок уже хотелось бы чтобы читал, хотя бы по слогам.

  3. Действительно, вопрос животрепещущий для многих родителей. Особенно печально, если ребенка насильно учат читать в раннем возрасте из-за родительских амбиций. Как и во всем здесь главное своевременность, мера и ориентированность на индивидуальное развитие. Возможно, нужно посоветоваться с воспитателями в детском саду. Думаю, и родители, которые сами читают, имеют дома книги, способствуют тому, что ребенок будет воспринимать чтение как удовольствие, а не повинность. А в правильном настрое – половина успеха.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here